Поднимаем автомобиль и не только: какой домкрат выбрать

Автомобилист без домкрата – как повар без ножа. Этот довольно простой механизм, основанный на принципах физического выигрыша в силе, порой становится главным инструментом в гараже или на пустынной дороге. Впрочем, в быту и хозяйстве можно найти немало примеров альтернативного применения домкрата. Какое же устройство лучше выбрать, чтобы оптимально потом использовать – расскажем ниже.

Поднимаем автомобиль и не только: какой домкрат выбрать

Важные характеристики домкратов

Основная суть домкрата – это подъём автомобиля (или любого иного крупногабаритного предмета) на нужную высоту для определённых действий. Реализуется этот принцип по-разному, но иметь домкрат одной из конструкций в своём багажнике настоятельно рекомендуется. Ведь если в оживлённом городе вы ещё можете вызвать эвакуатор или мобильный шиномонтаж, то на трассе рассчитывать придётся только на себя.

На заметку! Для того чтобы выбрать домкрат для определённого рода деятельности, нужно чётко знать его требуемые характеристики. Ведь одно дело – возить инструмент в багажнике на всякий случай, совсем другое – использовать в автосервисе на постоянной основе.

Подхват – верхняя часть поршня, предназначенная для упора в поднимаемый объект

Грузоподъёмность

Основная характеристика любого домкрата. Если вы берёте инструмент для личного пользования, то достаточно подобрать его под вес вашего автомобиля. В случае универсального использования запас по максимальной поднимаемой массе всегда больше.

Автомобильный домкрат

Расчёт оптимальной грузоподъёмности остаётся предметом споров. Одни автолюбители считают, что вывешивается всегда только часть автомобиля, поэтому домкрату не обязательно поднимать полный вес. Вторые отвечают, что запас карман не оттянут, а ситуации бывают разные, приводя в пример поломки и несчастные случаи. И с ними трудно спорить.

Поэтому рекомендации:

  • для владельцев автомобилей малого класса – около 1 т;
  • для большинства седанов B и С класса, а также компактных кроссоверов – около 1,5 т;
  • полноразмерные седаны и крупные кроссоверы потребуют 2 – 2,5 т;
  • рамные внедорожники, а также малотоннажный грузовой транспорт лучше поднимать устройством на 3,5 – 5 т.
  • домкрат для грузовых авто должен иметь грузоподъёмность по принципу масса машины + масса перевозимого груза.

Для больших автомобилей (классы D, E и F, внедорожники, грузовой транспорт) нужны модели, рассчитанные на больший вес

Высота подхвата

Так называют минимальную отметку, с какой домкрат может поднять автомобиль. Иными словами, опору устройства нужно завести под кузов в нужном месте. Из-за этого бутылочные домкраты могут не подойти автомобилям с низким клиренсом. Простые ромбические домкраты обычно они из лучших в этом плане.

Если вы хотите узнать высоту подхвата для своего авто, то вычтите из клиренса высоту профиля шины (на случай, если колесо спустило). Полученная цифра и будет минимальной.

Высота подхвата у разных моделей домкратов находится в пределах 60-250 мм

Высота подъёма

Высота подъёма в крайнюю точку всегда ограничена конструктивно. В одних – длиной штока, в других – размерами механических частей. Убедитесь, что высоты подъёма хватит, чтобы колесо оторвалось от земли.

В машинах с длинными ходами подвески колесо останется стоять на земле даже после вывешивания корпуса.

Виды домкратов и их преимущества

Все домкраты классифицируются по ряду особенностей: форме, типу привода, характеру воздействия (вращательное, возвратно-поступательное). Зачастую конкретное изделие представляет совокупность таких особенностей. К примеру, телескопический домкрат может быть и механическим, и гидравлическим, а в движение приводиться как мускульной силой, так и электрическим током.

Для того чтобы выбрать подходящий домкрат для автомобиля, с которым вам будет легко работать, рекомендуем ознакомиться со всеми типами домкратов и их главными особенностями

Поэтому рассматривать целесообразно основные типы, которые широко используются и всегда есть в продаже.

Винтовые ромбические

Конструкция таких изделий максимально проста: это опорная площадка, к которой прикреплены четыре силовых гнутых планки, соединённые шарнирно. При вращении специального винта углы ромба, образуемого планками, сближаются, а два других угла – отдаляются, приподнимая автомобиль.

Плюсы:

  • невысокая цена;
  • широко представлен в автомагазинах, его легко найти в продаже;
  • простая конструкция;
  • высокая надёжность при соблюдении правил эксплуатации;
  • высокая ремонтопригодность – применив сварку, выточив или купив шпильку, можно восстановить повреждённый инструмент.

Минусы:

  • часто подвержен поломкам;
  • срыв или иное повреждение резьбы приводит к выходу из строя;
  • устойчивость средняя или ниже средней.

Итог: при грамотной эксплуатации ромбические винтовые домкраты остаются лучшим вариантом возимого с собой инструмента для большинства владельцев легковушек, в том числе по соотношению грузоподъёмности, габаритов и стоимости.

Винтовые рычажные

Данная конструкция – ещё более упрощённая, чем предыдущая. В приборе с двумя рейками вообще минимум деталей: это самый лёгкий и компактный домкрат из существующих. При наличии четырёх реек он чем-то напоминает уменьшенный ромбический.

Плюсы:

  • просто устроен;
  • наиболее лёгок и компактен;
  • дёшев.

Минусы:

  • неустойчив;
  • не рассчитан на большую грузоподъёмность.

Итог: недостатки рычажно-винтового домкрата вытекают из достоинств. Однако для эпизодической смены колеса в дороге он подойдёт неплохо.

Реечные

Центральным элементом такого домкрата является рейка с выступами, отверстиями или зубцами, которая движется относительно крепкого металлического корпуса-каркаса. Корпус упирается в землю специальной площадкой, рейка с верхним или нижним зацепом – в автомобиль.

Перемещение может производиться двумя способами.

  1. Вращением шестерён. Человек крутит ручку, через зубчатый редуктор усилие с увеличением передаётся на колёсико с зацепами для рейки. Это зубчатый реечный домкрат, его грузоподъёмность может доходить до пары десятков тонн, а высота подъёма – более метра.
  2. Работой храпового механизма. Его приводят в действие рычагом, качая его из стороны вверх-вниз. Такой домкрат называют рычажным, он же «хай-джек». Хотя он проигрывает зубчатому в высоте подъёма и максимальной нагрузке, зато выигрывает в простоте, меньшем весе и лёгкости в уходе.

Плюсы:

  • солидная высота подъёма;
  • надёжный механизм;
  • универсальность применения.

Минусы:

  • большая длина не даст устройству поместиться в любой багажник.

Итог: реечные домкраты надёжные и обеспечивают большую высоту подъёма, что вкупе с изрядной длиной делает их инструментом ля специфических условий.

Мнение экспертаКуликов Владимир СергеевичРычажные реечные домкраты активно используются любителями бездорожья и офф-роуда. С их помощью наиболее удобно вызволять машину из рытвины, рва или ямы. Вопрос габаритов решают, крепя домкрат на крышу или сзади, вместе с другим шанцевым инструментом.

Бутылочные гидравлические

Получили своё название по форме. По сути, это гидравлический цилиндр, обычно с ручным рычажным приводом. Рычаг присоединяется в процессе работы. Накачивая давление в цилиндре рычагом, добиваются выдвижения штока, конец которого упирают в днище автомобиля. Благодаря физическим принципам разности площадей и давлений в гидроцилиндре, подъёмная сила таких аппаратов весьма велика при довольно компактных размерах.

Небольшой бутылочный домкрат обычно спутник малотоннажных грузовиков, а для легковых авто его грузоподъёмность избыточна. Средне- и крупнотоннажные грузовые машины также вывешиваются в полевых условиях именно гидравлическими домкратами, только размер у них побольше, а рычаг длиннее.

Плюсы:

  • большая грузоподъёмность при относительно малых размерах;
  • прикладываемые физические усилия минимальны.

Минусы:

  • довольно тяжёлые;
  • требуют особых условий хранения;
  • иногда нужно дозаправлять маслом.

Итог: лучший вариант для тяжёлого транспорта – грузовиков, автобусов, а также рамных внедорожников. Небольшая высота подъёма может быть компенсирована подставками или съёмными частями на шток.

На заметку. Среди бутылочных домкратов есть особый класс телескопических устройств. Двойной выдвижной шток обеспечивает большую высоту подъёма, хотя и ставит ограничение по весу.

Подкатные

Строго говоря, подкатным может быт и механический, и гидравлический, и пневматический домкрат. Главное здесь – схема использования. Подъёмный механизм установлен на колёсную платформу, а также оснащён рукоятью. Он закатывается под днище автомобиля, после чего рукоять служит как рычаг для накачки давления или вращения зубчатого колеса с храповым механизмом.

На практике чаще всего встречаются гидравлические подкатные домкраты. Их сфера применения – гаражный ремонт, коммерческий шиномонтаж, автомастерские и СТО. Они удобны при работе с авто на потоке, а вот возить их в багажнике бессмысленно – слишком велики и тяжелы. Зато и поднять могут много – пару десятков тонн в гаражном исполнении, и до 50 в случае больших спецвариантов.

Плюсы:

  • не требует установки – подкатил и поднимай;
  • не нужно носить – есть своё шасси;
  • большая грузоподъёмность.

Минусы:

  • требуется регулярное обслуживание;
  • мобильность только в пределах гаража и прилегающей территории.

Итог: подкатные домкраты – типичные инструменты для коммерческого использования или поточного обслуживания автомобилей. Впрочем, если у вас есть большой гараж, вы можете приобрести себе такой в личное пользование.

Пневматические

Интересный тип домкратов, где для поднятия груза используется не жидкость, а воздух. Накачивая его в специальный резервуар насосом с ручным или электрическим приводом, приподнимают грузы до нескольких тонн.

Пневматические домкраты делят на подкатные (тележка, на которой размещается несколько баллонов, похожих на пневматические амортизаторы) и переносные (похожи на большой мяч со шлангом, который можно подсоединить к автомобильному компрессору для подкачки шин).

Плюсы:

  • высокая надёжность;
  • малые габариты в сложенном состоянии.

Минусы:

  • накачивать воздух вручную долго, а компрессор есть не всегда.

Итог: специфические домкраты, которые оптимально подходят для тех ситуаций, когда под рукой есть мощный компрессор.

Как выбрать домкрат для автомобиля

Вопрос-ответ

Как хранить бутылочные домкраты на гидравлике?

Обязательно в вертикальном положении – чтобы по штоку не вытекало масло.

На сколько можно оставлять машину поддомкраченной?

По технике безопасности после подъёма до нужной точки под машину нужно подставить опоры или пеньки. Гидравлические амортизаторы понемногу просаживаются, механические могут выскочить.

В каком месте нужно подставлять домкрат?

Обычно эти места обозначены особо. Визуально они находятся рядом с арками задних передних колёс и имеют рёбра жёсткости. В любом случае, лучше использовать дополнительные плотные резиновые подушки.

Лучшие автомобильные аккумуляторы 2022 годаАвтомобильный генератор с приводом от ветрякаЗарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Также смотрите: Таймер полива — особенности, разновидности, советы и рекомендации. Помимо того, вас наверняка заинтересуют бензиновые измельчители веток.

Видеообзор

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: